Архитектура

Как Ле Корбюзье заставил всех ненавидеть современную архитектуру

Сто лет назад архитектор Ле Корбюзье придумал идею города-утопии, которая в реальности привела к засилью автомобилей, появлению жилых массивов и однообразных панелек. Но также он популяризировал большие окна, сады на крыше и удобную свободную планировку. Несмотря на спорность многих идей, его считают самым важным архитектором в истории — Николай Горохов рассказывает почему.

Шарль-Эдуар Жаннере-Гри рос в семье часового мастера в городе Ла-Шо-де-Фон, расположенном во франкоязычной части Швейцарии. Аскетичная эстетика протестантизма, окружавшая будущего архитектора с детства очевидно повлияла на его деятельность. Всю жизнь он исповедовал отказ от роскоши и утилитарность.

В 1917 году Жаннере-Гри переехал в Париж, где сменил труднопроизносимое имя на Ле Корбюзье и вместе с двоюродным братом начал архитектурную практику. Поначалу заказов у молодого специалиста было мало, зато идей — множество. В переосмыслении пространства для жизни его интересовало буквально все, вплоть до мельчайших деталей интерьера. В Париже он занимался предметным дизайном и создавал мебель — эти образцы до сих пор встречаются в дизайнерских проектах, так как они уместны практически везде.

Читайте также: Кради как дизайнер: Культовая мебель, которую чаще всего подделывают
900x720_2049_2712
Кресло LC1, созданное вместе с Шарлоттой Перриан. Фото: Fondation Le Corbusier
900x720_2049_2713
Кресло LC2, созданное вместе с Шарлоттой Перриан. Фото: Fondation Le Corbusier
900x720_2049_2716
Шезлонг LC4, созданный вместе с Шарлоттой Перриан. Фото: Fondation Le Corbusier

Эпатажный новатор

Ле Корбюзье не был первым, кто поставил красоту чистой геометрической формы выше отделки и декора — основных архитектурных элементов со времен Древней Греции. После Первой мировой Европа активно искала идеи для обустройства нового мира, поскольку старый лежал в руинах. И многие архитекторы откликнулись на этот запрос: Адольф Лоос — в Австрии, Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ — в Германии, Константин Мельников — в СССР. Но именно Ле Корбюзье сделал модернизм действительно популярным явлением, и во многом благодаря своим довольно спорным идеям.

Ле Корбюзье был не первым, кто поставил форму выше декора, но именно он сделал модернизм популярным, во многом из-за своих спорных идей.

К примеру, для архитектурно-художественной выставки «Осенний салон» в 1922 году мастерская Ле Корбюзье подготовила проект города нового типа на три миллиона человек. В «Современном городе» не было привычных кварталов или разветвленной сети улиц, а отдельно стоящие высотки объединяло несколько основных магистралей. Жители же получали все свободное пространство между домами с разбитыми парками. В центре было несколько одинаковых 50-этажных небоскребов крестообразной формы.

Позднее этот проект трансформировался в план радикальной перестройки Парижа: архитектор предложил снести центр города и заполнить его гигантскими башнями. Проект назвали «План Вуазен» по имени производителя автомобилей Габриеля Вуазена, которому импонировали идеи архитектора. Ле Корбюзье искал поддержку как раз среди крупных автопроизводителей, считая, что их должна интересовать перепланировка городов. Ему казалось, что, разделив автомобили и пешеходов, отдав первым улицы, а вторым — парковое пространство, можно будет решить нарастающие проблемы с шумом и загрязнением воздуха, которые приносила постепенная автомобилизация.

Читайте также: Миллиарды на ветер: Почему построить город-утопию невозможно, но архитекторы продолжают пытаться
«План Вуазен». Фото: Wikimedia Commons

Но парижане идею не восприняли. Некоторые еще помнили перепланировку города по проекту барона Османа в 1860-х, и мысль о том, что все опять надо перестраивать, казалась слишком радикальной. Власти отвергли предложение Ле Корбюзье, но зато к нему потянулись богатые частные клиенты, которым нравилась его смелость. Реализовать свои градостроительные амбиции у архитектора получилось только на закате карьеры, в 1950 году. Тогда он по заказу премьер-министра Индии Джавахарлала Неру спроектировал город Чандигарх, будущую столицу штата Пенджаб. Сейчас это один из самых комфортных городов страны, хоть его и критикуют за колониальный подход к проектированию, не учитывающий классового разделения в индийском обществе и привычного уклада жизни местных.

Ле Корбюзье на фоне плана Чандигарха. Фото: AFP

Во второй половине 1920-х Ле Корбюзье занимался в основном частными виллами. Самая известная — вилла Савой, построенная по заказу бизнесмена Пьера Савой в предместье Парижа в 1930 году. Минималистичный дизайн здания для своего времени смотрелся вызывающе авангардно. Это отличный пример архитектурных идей Ле Корбюзье даже несмотря на проблемы с реализацией: плоская крыша быстро начала течь из-за несовершенства строительных технологий.

Читайте также: Могла ли современная архитектура возникнуть из-за ментальных расстройств
Вилла Савой. Фото: Wikimedia Commons

Главный теоретик

В середине 1920-х Ле Корбюзье сформулировал «Пять отправных точек современной архитектуры». Эти принципы позднее легли в основу проектирования всей модернистской архитектуры ХХ века.

  • Здание приподнято над землей на колоннах, тем самым освобождается место для гаража или увеличивается площадь сада.
  • Плоская эксплуатируемая кровля, на которой может быть место для отдыха или сад.
  • Свободная планировка. Нагрузка здания распределяется на опорные железобетонные колонны, а стены больше не являются несущими. Это дает возможность экспериментировать с интерьерами.
  • Ленточное остекление. Благодаря тому что фасад уже не конструктивный элемент, несущий нагрузку, окна могут быть любой формы и высоты. Это позволяет обеспечить больше света в помещении.
  • Также фасад можно выполнять из легких материалов и делать его любой формы, раз это не повлияет на устойчивость здания.

Правила, придуманные Ле Корбюзье, легли в основу всей современной архитектуры.

Еще одна разработка Ле Корбюзье, обогатившая теорию архитектуры, — система пропорций модулор, созданная им в 1948 году. Это набор рекомендаций по организации пространства, основанный на среднестатистических размерах человеческого тела. С его помощью можно определить необходимую высоту потолков или, к примеру, габариты помещения.

В целом за свою жизнь Ле Корбюзье написал 50 книг по архитектуре. Несмотря на то что многие из предложенных им градостроительных идей не прошли проверку временем, его вклад в теорию архитектуры, бесспорно, ценен. «Пять отправных точек» до сих пор в той или иной мере служат архитекторам руководством при проектировании.

Отец хрущевок

В СССР внимательно следили за творчеством Ле Корбюзье. В 1920-х железного занавеса не существовало, и молодое советское государство активно впитывало прогрессивные тенденции Запада. Так что Ле Корбюзье пригласили в Москву для участия в архитектурном конкурсе и обмена опытом с советскими коллегами. В этих встречах участвовал и Георгий Градов, который позднее, в 1954 году, написал письмо Хрущеву о необходимости устранения излишеств в архитектуре. Оно стало толчком для отказа от пышного сталинского стиля и запустило цепочку событий, приведшую к появлению хрущевок в наших городах.

Сказать, что Ле Корбюзье придумал хрущевки, было бы слишком смелым преувеличением. Все же его жилые проекты отличались индивидуальным дизайном, были продуманы в плане комфорта и имели сады на крышах (правда, высота потолков в квартирах составляла 2,26 метра). То, какими Ле Корбюзье видел жилые помещения в многоквартирных домах, можно понять на примере его проекта «Жилая единица» в Марселе, построенного в 1952 году. Здесь помимо квартир как для одиночек, так и для семей есть общественные пространства и социальная инфраструктура, а крыша — это прогулочная зона с бассейном.

Дома Ле Корбюзье имели сады на крышах и социальную инфраструктуру, но высота потолков в них составляла 2,26 метра.

Строительство жилой единицы в Марселе в 1947 году. Фото: AFP
Жилая единица в Марселе в 2019 году. Фото: Kazuki Wakasugi / Yomiuri / The Yomiuri Shimbun / AFP

Однако отрицать влияние франко-швейцарского архитектора на появление безликих панельных районов тоже нельзя. После Второй мировой войны подходы, впервые сформулированные в «Современном городе» Ле Корбюзье в 1922 году, в той или иной мере применяли по всему миру. Речь, к примеру, об отказе от кварталов в пользу отдельно стоящих жилых блоков и понимании улиц как автомобильных магистралей.

Критиковать подобные методы городской планировки на Западе начали еще в 1960-х. Тогда стало очевидно, что стремление Ле Корбюзье создать новый город, подчиненный лишь его, проектировщика, гениальной задумке, слегка утопично. На практике свободные территории между отдельно стоящими жилыми зданиями часто заполнялись не парками, а пустырями, и немногочисленные магистральные улицы превращались в пространство для автомобилей, которые вытесняли пешеходов. Похожие друг на друга типовые дома затрудняли ориентацию и делали все городское пространство одинаковым. Одинаково скучным.

Свободные территории между домами заполнялись пустырями, улицы превращались в пространство для автомобилей, которые вытесняли пешеходов.

Иронично, что подобное наследие принадлежит человеку, который в своем творчестве стремился уйти от скуки и обыденности. Выросший в небольшом горном городке, Ле Корбюзье считал его слишком сонным и провинциальным. Он и перебрался в Париж, чтобы реализовать творческий потенциал без влияния наскучивших догм. Так что для своего времени архитектор был настоящим бунтарем и возмутителем спокойствия.

Последний шедевр

Свой главный шедевр Ле Корбюзье создал уже на закате карьеры. В поздние годы он отошел от чистого пуризма и стал экспериментировать с формами. Взяться за проектирование католического собора во французском городе Роншан архитектор, будучи нерелигиозным человеком, согласился лишь при условии, что церковь даст ему полную творческую свободу.

Фото: Rieger Bertrand / hemis.fr / AFP
Фото: Mattes Rene / hemis.fr / AFP
Фото: Mattes Rene / hemis.fr / AFP
Фото: Mattes Rene / hemis.fr / AFP
Фото: Gerault Gregory / hemis.fr / AFP
Фото: Vuano Tristan / Hemis.fr / AFP

В итоге получилось бетонное сооружение с крышей, которая напоминает ракушку, устремленную острым концом вверх. Автор не стал придерживаться строгости форм и даже поработал с образами — форма кровли похожа на сложенные для молитвы ладони. Жители Роншана поначалу протестовали против такого авангардного здания. Однако объект оказался настолько удачно вписанным в городскую среду, что сразу привлек к себе внимание любителей архитектуры. Массивная с виду крыша держится на нескольких тонких колоннах, образуя щель под потолком, — кажется, будто конструкция парит. Стены утрированно толстые, со множеством небольших отверстий разного размера, что изнутри напоминает звездное небо. Все это делает здание особенно выразительным, и сейчас оно является одним из самых известных архитектурных объектов ХХ века.

Новое и лучшее

37 605

8 843

10 796
11 031

Больше материалов