Ральф Гибсон: «У аналоговых камер одно преимущество — меньший размер, удобнее в руке держать»
Ральф Гибсон известен полувековой привязанностью к плёночным камерам Leica и скрупулёзным подходом к технике съёмки. Его сюрреалистичные чёрно-белые работы вошли в лучшие мировые коллекции фотографий и породили огромное количество подражателей. В 2013 году он изменил традиции и перешёл на цифру. Выпущенные в честь этого 35 именных камер Leica стоимостью $28 тысяч были раскуплены за пять минут.
Американский арт-фотограф. Учился у Дороти Лэнг и Роберта Франка. Через три месяца после начала работы в агентстве Magnum ушёл, чтобы посвятить себя арт-фотографии и изданию фотокниг — к этому моменту их вышло более 40. Известность приобрёл в 1970 году после выхода книги «Сомнамбула». Сегодня работы Гибсона хранятся в более чем 150 авторитетных коллекциях. Почётный доктор искусств университетов Мэриленда и Огайо, кавалер французского ордена Искусств и литературы. Владеет издательством Lustrum Press.
О переходе на цифру
Считаю, что мне очень повезло: после 50 лет в фотографии всё ещё учусь чему-то новому и вкладываю полученные знания в свои работы. Правда, с возрастом я сбавил обороты, стал больше заниматься музыкой. Я ведь всегда снимал на плёнку, а сегодня это далеко не самый популярный медиум.
Раньше я говорил, что цифровые камеры убивают фотографию. Долгое время избегал перехода на цифру, поэтому и начал меньше снимать. Потом появилась Leica Monochrom, и меня уговорили её попробовать. В итоге я сдался, и первый кадр, который я сделал этой камерой, стал обложкой книги «Моно».
Впервые взяв цифровую камеру в руки, я просто выбрал автоматический режим и сделал кадр. После стольких лет работы с плёночными фотоаппаратами я не понимал, как правильно обращаться с цифровым. «Моно» стала книгой о парне, который учится снимать по-новому.
Когда переходишь с плёнки на цифру, ты начинаешь изучать новый визуальный язык. Работать с цифрой в разы проще, чем с плёнкой. Достаточно щёлкнуть затвором, и результат готов в ту же секунду. Простота работы — это то, что дают цифровые камеры. Впервые за долгое время я снимаю каждый день.
Я не использовал аналоговые камеры уже года три или четыре. По большому счёту у них есть только одно преимущество — меньший размер, удобнее в руке держать.
О фирменном стиле
Каким мы видим мир в реальности? Трёхмерным, цветным и в стопроцентном масштабе. Когда я делаю чёрно-белый снимок, то убираю масштаб, одно измерение и краски. Это на три шага дальше от реальности.
Чёрно-белая фотография — это чистая абстракция. Она сильнее воздействует на зрителя, в ней больше эпичности и монументальности. Сделать цветную фотографию гораздо труднее, но мне нравится бросать себе подобные вызовы.
Мне неинтересно копаться в фотошопе. Я не говорю, что с ним получаются плохие работы. Андреас Гурски, к примеру, отлично справляется. Просто это не то, что мне нравится. Если бы фотошоп был в состоянии улучшить мои снимки, я бы обязательно им воспользовался, но только ему это не под силу.
Я всегда вижу, обрабатывали снимок в фотошопе или нет. Проблема приверженцев графических редакторов в том, что в своём желании улучшить снимок они всегда заходят слишком далеко. Используй фотошоп, и ты получишь фотографию «как у всех».
У художника обязательно должна быть собственная визуальная подпись, свой стиль. К примеру, Малевич. Он стал основоположником минимализма в конструктивистском мышлении, а после него вариации на заданную им тему делало бесчисленное количество художников. Во всех видах искусства есть авторы идей и их подражатели. Логично, что интервью берут у тех, кто был первым.
О перспективах
Если позволишь себе думать, что все стоящие идеи реализованы до тебя, можешь сразу становиться в один ряд с подражателями. Это значит, что ты не стараешься.
Первой фотографией в истории стал снимок крыш. Так появилась фотография архитектуры. Немного позже сделали снимок части скульптуры. Появился натюрморт. После этого были портреты и ню. Можно сказать, в фотографии всё было сделано в первые пару месяцев после её изобретения.
Преподавание помогает мне разобраться с собственным творчеством, найти новые темы. Кроме того, я чувствую, что должен передать свои знания, вернуть их фотографии. Но я не являюсь учителем в привычном понимании этого слова. Многие фотографы считают, что они знают рецепт правильного снимка, — рассказывают студентам, как нужно снимать. Мне кажется, это неправильно. Я просто рассказываю о том, что я делаю, как и почему. Возможно, кому-то это поможет найти себя.
Чтобы понять, стоит ли тебе заниматься фотографией, нужно потратить много времени. Проблема молодых фотографов в том, что они хотят сразу же получить результат, славу и деньги.
Сейчас время глобализации, и это большой шок для социума. Человек принёс на планету Земля войны и миграции, они были и будут всегда. Искусство всегда является не чем иным, как отражением культуры и времени, в котором мы живём. Будущее искусства будет полностью зависеть от геополитических изменений.