Под мостом
Маргиналы, бунтари, бездомные люди, прибившиеся к ним собаки — те, кто не чувствует себя единым целым с обществом, порой группируются в самых укромных и странных местах. В 1980-е годы Дэвид Войнарович и Майк Бидло устроили альтернативную арт-площадку на нью-йоркском причале. Войнарович долгое время вдохновлялся разрухой причалов: от бедра фотографировал совокупляющихся мужчин и разбросанную конторскую мебель, носил с собой бритву на случай нападения. Фотограф Александр Соло обнаружил нечто похожее в Петербурге.
Фотограф и дизайнер из Санкт-Петербурга. Выставлялся в России, Испании и Италии. Публиковался в Deutsche Welle, Gare de l’Est, Trouw, De Morgen. Интересуется пограничными состояниями людей и пространства.
— Как фотографу мне интересно найти особое место. Место, где природа людей начнет раскрываться по-особенному, где будет проступать что-то тайное, мистическое, новое. Потому что в нас самих много всего неправильного, странного. Я не люблю места, где все «как надо». Мне нравятся места пограничные — пространство между городом и лесом или личное место на работе, где свой уклад спорит с общими нормами. Человек не укладывается в правила, при попытке это сделать обязательно поползут трещинки, и будет проклевываться странность — признак чего-то живого, настоящего.
История «Под мостом» снята в 2010 году в одном из спальных районов Санкт-Петербурга (на пересечении улицы Коммуны и проспекта Косыгина). Место «под мостом», которое в обычной городской среде считается лишним и проходным, превращается в публичное пространство, населенное странными и разными героями. Маргинальное, переходное, это не просто «дно», но целый мир — «надреальный», сюрреалистичный, нелепый. Мост перекинут через железнодорожные пути, пешеходы идут под ним, чтобы срезать путь. С одной стороны город, с другой — лес. Видимо, такой резкий контраст создает особую атмосферу, и здесь постоянно что-то происходит.
В один день я мог спокойно снимать собаку, а на следующий она уже прибегала со стаей, и мне приходилось отбиваться от них штативом. Кто-то проходит тихой тенью — побыстрее бы скрыться, а кто-то останавливается: тут и ему уютно. Мне были интересны эти люди, которые в других обстоятельствах могли показаться нелепыми, а здесь становились органичной частью этого мира.