Художник Покрас Лампас убрал крест с граффити в Екатеринбурге. Так хотели православные активисты
Супрематизм, конструктивизм, футуризм
Покрас Лампас (настоящее имя — Арсений Пыженков) — российский художник, известный благодаря своим работам в стиле каллиграффити. Он любит совмещать символы из разных алфавитов и стран с элементами граффити и конструктивизма. 18 июля 2019 года в рамках сотрудничества с фестивалем стрит-арта Stenograffia Покрас нарисовал в Екатеринбурге «Супрематический крест».
В свою работу на площади художник вписал цитату Казимира Малевича о преодолении невозможного. Покрас целиком расписал площадь 1-й Пятилетки на Уралмаше, которая занимает 6 686 квадратных метров. Работа над крестом продолжалась четыре дня, а в раскрашивании помогало около 20 волонтеров.
«Супрематизм, конструктивизм, футуризм — те течения, которые очень близки мне и важны для истории нашей страны. Они очень подходят сюда по контексту промышленной истории города», — описывал свою работу Покрас.
Арт-объект просуществовал один день
Утром 19 июля коммунальные службы Екатеринбурга начали закатывать арт-объект «Супрематический крест» в гудрон. Однако работы не довели до конца, и рисунок частично сохранился. Мэр заявил, что решение о заделывании граффити принял новый заместитель по благоустройству и он намерен «надавать виновным по голове».
Организаторы Stenograffia сообщили, что рисунок восстановят вместе с Покрасом Лампасом, а также что они согласовывали все работы на площади с городской администрацией. Художник подтвердил, что вернется в Екатеринбург и нарисует объект заново вместе с волонтерами. Действия коммунальных служб, по его мнению, были «несогласованной акцией».
Несмотря на обещание организаторов, «Супрематический крест» не восстанавливали больше двух месяцев. Когда в августе на Уралмаше начались подготовительные работы, туда пришли православные активисты, которые выступили против граффити из-за оскорбления чувств верующих. Они вышли с плакатами вроде «Крест — символ победы Христа над твоей смертью. Не растопчи любовь», а также угрожали «залить все кровью» в ответ на предложение сохранить граффити.
В конце августа представители Stenograffia назначили несколько встреч с представителями православных активистов, чтобы найти компромиссное решение по арт-объекту. Покрас Лампас отказался приезжать в Екатеринбург из-за того, что ему начали поступать массовые угрозы.
Супрематизм без креста
16 сентября организаторы Stenograffia показали обновленный эскиз работы художника: из нее убрали изображение креста, сохранив общую форму и цвет. Организаторы фестиваля назвали это «выходом из ситуации» и объяснили изменения «недавними событиями» и недовольством части местных жителей. «Длинная осевая линия отныне не пересекается переходом, они будут жить самостоятельно друг от друга», — пояснили в пресс-службе Stenograffia.
Покрас отметил, что считает новую работу «Супрематическим крестом 2.0»: по его мнению, главным было найти компромисс, а не развязывать «священные войны». «Искусство должно работать не с позиции защиты эго художника, но с целью развивать городскую среду и объединять людей», — добавил автор.
В сообществе Stenograffia многие пользователи, комментируя новый эскиз, обвинили организаторов в «прогибании» под православных активистов. В пресс-службе стрит-арт-фестиваля ответили Bird in Flight, что «разные группы гражданского общества имеют право высказывать мнение».
«Мы не хотим конфликта и всеми силами стараемся прийти к консенсусу, не поссорив между собой город и не дав работе потерять свои эстетические качества», — заявили в Stenograffia.
Фото: Альберт Габсатаров, uralgeographic, Денис Бычковский, фотослужба Stenograffia