Жюри Bird in Flight Prize ‘20 — о главных сюжетах, приемах и тенденциях в современной фотографии
Отца Паолы убили, когда ей было пять. Фотографии с места преступления, вырезки из газет, полицейские документы, страницы из личных дневников и составили ее проект «Правила ссоры», отмеченный премией Bird in Flight Prize ‘20. Паола уже рассказала Bird in Flight, как она его создавала, а теперь члены жюри объяснили, почему победил именно «Правила ссоры» и что объединяет работы конкурсантов этого года.
Всего фотографы прислали более 450 заявок из 53 стран.
Индивидуальность не часто приносит призы, важна история. Именно поэтому победила Паола Хименез Киспе: она рассказала лучшую историю.
Фотограф, публицист и лектор из Англии. Пишет о фотографии для Magnum и British Journal of Photography. Ведет серию онлайн-лекций о современной фотографии в Royal Photographic Society.
— Победивший проект сочетает в себе личную и политическую истории — одновременно эмоциональные, прямые и ясные. Это история брака, история убийства, история об отце, история смирения перед лицом горя. Все эти элементы сливаются вместе, но остаются зазоры, ведь мы так и не узнаем наверняка, что случилось с отцом фотографа. Это тоже очень личная история, но эта личная история спроецирована вовне и универсализирована.
Мне также понравился проект Сильвии Роси за блестящее воссоздание жизни ее родителей, Глории Оярзабал — за ее африканских женщин, чьи образы она переосмысливает (чаще сомневаться и рефлексировать не помешало бы никому на свете), пейзажи Игоря Елукова и фантастические фотографии Рафаэля Хайгстера.
В этом году было много личного материала. Но рассказ о себе может сильно ограничивать автора (и, по правде говоря, такие истории часто повторяются), если он не проецируется вовне и вокруг него не строится повествовательная структура. Было много коллажей и фотоманипуляций, из-за локдауна — много постановочной фотографии. Многие проекты были с юмором, странные и индивидуальные. Они не попали в шорт-лист — индивидуальность не часто приносит вам призы. Важна история. Именно поэтому в этом году победила Паола Хименез Киспе: она рассказала лучшую историю.
Читайте также: Колин Панталл: «Смысл фотографии меняется со временем»
В современном искусстве визуальный язык все чаще замещается нарративом.
Фотограф, куратор, представитель Харьковской школы фотографии. Живет в Швеции, преподает в стокгольмской фотошколе Kulturama. Основатель и координатор Украинской фотографической альтернативы (UPHA), куратор международных фотопроектов.
— У меня есть ощущение, что мы как члены жюри своей задачи не выполнили. Нам нужно было найти победителя среди тех фотографов, чей визуальный язык отличается новизной. Речь шла не о том, чтобы выбрать самую душещипательную, прекрасную или ужасную историю. К сожалению, тенденции, которые я вижу в искусстве вообще, коснулись и фотографии: визуальный язык замещается нарративом, когда важно не «как», а «что». Как только эта система заняла довлеющее положение, появились спекуляции. Фотографии, которые иллюстрируют историю Паолы Хименез Киспе, — эклектика, хорошо знакомая мне за последние 15 лет. Эстетической логики в этом проекте я не вижу, хотя ее история тронула и меня.
Лучшей работой этого года для меня стал проект американского фотографа Алексa Тернерa, где смешаны обычные снимки и фотографии, сделанные через линзу опознавания искусственного интеллекта. Это визуально прекрасный проект с интересной, ввиду планов Трампа построить стену, темой. Работа Тернера отвечала тем задачам, которые были поставлены.
Интересным был проект вьетнамского фотографа, не вошедший в шорт-лист, о том, как общество потребления и мечта о шикарной жизни захватывают все больше пространства.
Я не могу дать советов фотографам на будущий год. Жюри будет другим, какие у него будут вкусы, предсказать невозможно — и это здорово. Единственное, в чем я уверен, — художник должен не врать в первую очередь себе. Думаю, что одной работе можно посвятить несколько месяцев, а то и лет. Потому что бесконечное производство творческих проектов стало напоминать работу фабрик по производству дешевой одежды в Бангладеш. Еще одна выставка, еще одна строчка в CV, еще одно упоминание в журнале, и кажется, что ты что-то выиграешь. Но никакого выигрыша тут быть не может.
Читайте также: Миша Педан: «Язык фотографии — это только эстетика»
Фотограф, победитель Bird in Flight Prize ‘19. Родился и вырос в Бангладеш, сейчас живет в Нидерландах. Фокусируется на нестабильности жизни человека в современном обществе. Вошел в ежегодный список British Journal of Photography Ones to Watch, победитель Burn Emerging Photographer of the Year.
— Если честно, проект Паолы мой любимый. Самое новаторское в нем то, как она структурировала повествование, используя различные фотографические техники.
Что касается общей тенденции, то она и заключается в использовании разных методов и техник создания изображений и историй. Их было даже слишком много, но, например, работа с камерами ночного видения показалась мне очень интересной.
Фотографам я могу посоветовать быть бесстрашными и честными с собой. Не следовать трендам.
Читайте также: Шадман Шахид: «Я задумывал историю о насилии над женщинами в целом»
Бывший директор архива в агентстве Magnum Photos в Нью-Йорке, бильдредактор в итальянском Colors Magazine и директор испанского журнала о документальной фотографии OjodePez. Художественный руководитель фестиваля Cortona On The Move и куратор фестиваля современной фотографии и искусства PhEST. Фокусируется на современной документалистике и нестандартных подходах к сторителлингу.
— В этом году мне больше всего понравилось разнообразие визуальных языков. Стремление к нестандартному творчеству было ключевым в создании такого интересного и качественного контента. Я довольна разнообразием историй, которые я могу добавить себе в закладки.
Читайте также: интервью Эммы Боукетт, в котором она рассказывает о работе фоторедактора в журнале и делится своим списком литературы; интервью Ари Вершлауса о подходах в фотографии.