Последние дни The Beatles: Как Питер Джексон создал документальный ситком о великой группе
Знаменитая шутка Джона Леннона о том, что The Beatles популярнее Христа, только казалась шуткой. Во второй половине 60-х группу действительно знал весь мир. В 1968-м команда выпускает «Белый альбом», который сразу же становится бестселлером. Но, несмотря на успех, уже через год авторский тандем Джона Леннона и Пола Маккартни распадается, каждый участник коллектива сочиняет песни в одиночку, приглашая для их исполнения музыкантов со стороны. Леннон все больше времени посвящает Йоко Оно, поэтому роль лидера The Beatles берет на себя Маккартни, — что не нравится никому, даже самому Маккартни.
Чтобы выйти из кризиса, команда отказывается от сложной композиции и замысловатых аранжировок и снова берется за простенький рок-н-ролл, который играла в начале карьеры, — отсюда и название проекта Get Back, то есть «вернись». The Beatles закрываются в студии для создания нового альбома. По окончании работы они планируют дать концерт на ее крыше — первое живое выступление за три года. Чтобы реализовать задуманное, музыканты должны записать пластинку и отшлифовать концертную программу всего за месяц.
Работу над альбомом, названным в итоге Let It Be, решили задокументировать. После его выхода группа продолжала трещать по швам, поэтому полуторачасовой документальный фильм о том, как проходила запись пластинки, публике показали только через два года. Участники команды премьеру проигнорировали.
Не вошедший в ленту материал — восемьдесят часов видео и более ста часов звука — участники The Beatles считали компрометирующим: ведь в кадр попали их ссоры. Пленка несколько десятилетий пылилась в архивах, затем за нее взялся Питер Джексон.
Материал, с которым работал Джексон, участники The Beatles считали компрометирующим.
Опыта создания документальных и псевдодокументальных картин режиссеру не занимать. Вспомнить хотя бы его недавнюю работу «Они никогда не станут старше», смонтированную из документальной съемки солдат, которые сражались на фронтах Первой мировой войны. Или «Забытое серебро» — фильм-мистификацию, где Джексон убеждает зрителей в том, что цветное кино придумал новозеландский энтузиаст в начале ХХ века. Картина получилась настолько правдоподобной, что многие приняли выдумку режиссера за правду. Лента, по слухам, вдохновила Дэниела Мирика и Эдуардо Санчеса на создание «Ведьмы из Блэр».
Питер Джексон, с детства боготворивший The Beatles, знал о материале, отснятом во время создания Let It Be, и мечтал поработать с ним. Режиссер понимал его ценность — как историческую, так и драматургическую. Дело в том, что основная часть записей была сделана скрытой камерой, поэтому на пленках участники группы ведут себя максимально естественно: курят, валяют дурака, ведут задушевные разговоры.
Джексон мастерски смонтировал не просто документальный фильм, а нечто вроде документального ситкома, в котором The Beatles — это большая дружная семья. Они проводят вместе время, подкалывают друг друга и вместе с тем стараются поддержать. Все выглядит настолько естественно и одновременно завораживающе, что иногда возникает вопрос: не мокьюментари ли это?
Джексон мастерски смонтировал не просто документальный фильм, а нечто вроде документального ситкома.
Может ли картина быть интересна тем, кто равнодушен к творчеству The Beatles? Да. Окажись на месте музыкантов обычные люди, фильм от этого не стал бы менее увлекательным. Но не стоит кривить душой: хорошо, что Джексон сделал кино о великой группе, дав тем самым возможность посмотреть, как она создавала свои песни.
Фото на обложке: Apple Corps / Polygran Enertainment / Walt Disney Pictures / Wing / Album